История праздника Новый год и астрология
Наверное, нет такого человека, кто не отмечал бы новый год. Этот волшебный праздник любят дети и взрослые во всем мире. Празднуют новый год все, а вот историю праздника знают единицы. А история, надо сказать, долгая и интересная. Кто же и когда придумал отмечать новый год?
21 марта — день весеннего равноденствия, именно в этот день новый год начинали в Индии. Почему именно с наступлением весны было связано празднование — надежда вырастить и собрать небывалый урожай в течение наступившего года.
22 июня — самый длинный день года, именно его считали первым днем нового года древние греки. Праздник отмечался масштабно, шествия, переодевания, и все это в честь покровителя виноделов — Диониса.
А вот в Древнем Египте не было определенного дня для празднования. Наступление нового года зависело от восхождения на небосклоне Сириуса. Как только звезда становилась видимой — новый год считался наступившим, за его появлением следили жрецы, о чем сообщали людям. Обычно звезда восходила в середине сентября, после чего и начинался всеобщий праздник.
Понятие нового года, близгого к современному смыслу, связано с появлением юлианского календаря в Древнем Риме. Ведь именно Юлий Цезарь утвердил такой привычный на сегодня метод летоисчесления. 1 год — 365 дней, неделя — 7 дней. Благодаря появлению такой системы координат, календарный отсчет стал более точным и его приняли во всем мире.
До крещения Руси и принятия христианства в 988 году древние славяне наступлением нового года считали 21 марта. Этот языческий праздник отмечали в начале весны по тем же соображениям, что и индусы. После введения на Руси христианства, праздник стали отмечать раньше 1 марта. А в 15 веке православная церковь настояла на переносе праздника в осеннюю пору, когда собирался урожай и после тяжелой летней работы был повод отметить успех и отдохнуть от трудов. Так продолжалось до 1699 года. Пока великий царь-реформатор Петр первый своим указом не повелел перенести начало года на 1 января. Самой любимой новогодней традицией — украшение елки, мы обязаны именно Петру. Царь повелел украшать новогоднее дерево игрушками, мишурой, хлопушки, маскарады, народные гуляния, катания в санях о прочие зимние забавы сопровождали наступление нового года. Праздник расцвел, отмечался с размахом вплоть до 1917 года.
Большевикам, пришедшим к власти, праздник чем-то помешал, потому был признан буржуазным пережитком и официально отменен. Вплоть до 1935 года новогоднее волшебство было под запретом, заменено на пролетарские праздники. Традиция прервалась, но к счастью возобновилась, когда в газеде «Правда» появилась статья, призывающая вернуть советским детям праздник, чтобы его празднование было не хуже, чем в капиталистических странах. Инициатива была поддержана, и новый год вернули. По всей стране стали продавать новогоднюю атрибутику, атмосфера праздника вновь ворвалась в страну и осталась в ней навсегда.
Праздник пережил непростые времена и сохранился. Это здорово, в крепких традициях — сила народа. Наступление нового года — всегда символично, это возможность начать все с чистого листа, оставить в старом году все неприятности, ссоры и беды, стать лучше и добрее, дать себе обещание, что все обязательно будет хорошо, загадать желание под бой часов и обязательно верить, что в наступающем году все будет светлее, добрее и капельку чудеснее.
Славянские праздники поклонения Солнцу
Не так много сведений о временах язычества на Руси дошло до наших дней. До сих пор историки спорят, с какого времени славянские племена начинали новый год. Основным занятием славянских племен было земледелие. Летоисчисление связывалось с циклами земледельческих работ, зависящих от сезона. Годом у славян называлось «лето». По одной версии, у славян-язычников начало нового года – Новолетия первого марта. Окончание зимы и пробуждение природы – начало новой жизни, время подготовки к севу. По другой версии Новолетие – первого сентября. Работы на полях закончены – урожай собран. Как бы там историки не спорили, достоверно известно о праздниках, приуроченных к дням весеннего и осеннего равноденствия и дням летнего и зимнего солнцестояния. Для славян, проживавших в те далекие времена, празднование этих дней в году было особенным, ведь в эти дни совершались самые главные обряды и обереги для защиты и процветания Рода. День весеннего равноденствия известен как праздник Масленица, в день летнего солнцестояния отмечали Купала, в день осеннего равноденствия – Таусень – праздник нового урожая, а в день зимнего солнцестояния праздновалась Коляда.
Наступление нового года славяне времен язычества связывали с Огнем. Огонь – сын Неба и Земли был священен, ведь он прогонял тьму, согревал в холод, отгонял хищных зверей. Вера в очистительную силу огня от любой скверны, в его способность отгонять нечистые силы отразилась и в традициях, и обычаях славян. Ни один языческий славянский праздник не проходил без поклонения Огню — хранителю очага, семьи и Рода, хранитель верности клятве. А обычай прыгать через костер парами, не разжимая сцепленных рук? Это как венчание огнем. Молодым парню и девушке пророчили долгую любовь, если пара не разжала рук.
Самое большое значение придавали «новорожденному» огню, добытому трением. Такой огонь зажигали, когда отмечали наступление Новолетия, приписывая ему чистоту и священную силу от всех бед и невзгод. Точное имя огненного божества не сохранили времена, есть только предположения, что бога огня звали Радогостем или Радигостом.
Коляда – праздник у славян, посвященный молодому Солнцу – Яриле. Отмечали праздник в день зимнего солнцестояния. Славяне верили, что в этот день старое солнце умирает и рождается новое. В эти дни люди ходили ряженными по домам и пели особенные песни-колядки. Ритуал обхода всех домов без исключения был обязательным. Все поселение как бы окружалось «магическим кругом» с целью уберечь весь Род от действия злых и нечистых сил и способствовать его процветанию и благополучию.
Христианское Новолетие или языческая Масленица?
С Крещением Руси и принятием христианства Новолетие отмечалось на Руси 1 марта. Накануне праздника в каждом доме готовились к встрече нового «лета», из теста лепили «жаворонков» и «куликов» — птиц, прилет которых отождествляли с приходом весны. Утром нового дня дети призывали весну, да чтоб была ранняя и теплая, забираясь как можно выше на крыши и деревья. Всем селом собирались на пригорках, где водили хороводы с песнями-веснянками, обращаясь в них к журавлям с просьбой принести на крыльях «благодатное теплое времечко». В этот день очищали от снега крыши домов, собирали талую воду, чтобы напоить ею больных, веря в способность талой воды в священный день дарить чудесное выздоровление больному. Под всеобщее ликование, в самый разгар народных гуляний сжигали соломенное чучело. Кукла из соломы, завернутая в тряпье, олицетворяла собой Марену – еще одно славянское божество. Сжигая это воплощение зимней стужи и смерти, люди свято верили, что этот обряд ускорит приход лета, принесет хороший урожай, не допустит наводнений и пожаров, защитит от болезней и смерти. Несмотря на то, что с принятием христианства, запрещалось праздновать языческие праздники, народ свято хранил свои обычаи и даже под давлением церкви не собирался от них отказываться.
Христианское Новолетие или праздник Урожая?
В 1342 году митрополит Киевский и Московский и всея Руси Феогност впервые предложил отмечать новое «лето» 1 сентября. Еще в 325 году по старому стилю на I Вселенском соборе было принято начинать в этот день Новолетие — дань памяти победе, одержанной императором Византии Константином Великим в 312 году по старому стилю, и данной христианам свободы вероисповедания. Лишь в 1492 году на I Московском соборе Русской Православной Церковью принято перенести и церковный, и гражданский новый год на первое сентября. Что и было утверждено Великим князем Московским и всея Руси Иоанном III. С этого времени у Руси появился календарь, состоящий из 12 месяцев: просинец, сечень, сухый, березозол, травень, кресень, червень, серпень, рюень, листопад, грудень, студень.
В народе первое число сентября считалось днем святого Симеона Столпняка. К первому осеннему дню заканчивались основные земледельческие работы по уборке урожая. А также в этот день истекали сроки по взносам податей и оброка, расплаты по долгам, заканчивались и начинались новые договорные обязательства. По православному церковному календарю календарный год начинается с Рождества Богородицы и заканчивается 28 августа – Успением Пречистой Девы, что тоже говорило в пользу того, чтобы Новолетие начиналось с 1 сентября. Таким образом, «Семенов день» стал официальным праздником Новолетия.
В день Семена-летопроводца, так называл этот день простой люд, оканчивается «лето» – старый год. Для придания большей торжественности и величия этому первому осеннему дню «смены лет» сам Великий князь посещал Кремль. Ровно в полночь раздавался залп вестовой пушки Кремля – наступало Новолетье. За ним следовал праздничный звон колоколов церкви Ивана Великого и начиналась всенощная служба в Благовещенском соборе. По окончанию службы на помост самодержец выходил к простому народу. Принимая поздравления, раздавал милостыню из государственной казны. Семенов день – начало литургического года Русской Православной Церкви и сегодня.
За пределами первопрестольной праздник встречали народными гуляньями с уличными играми, хороводами и песнями, пирушками в складчину. Как не были преданы люди своей христианской вере, но наравне с ней были живы и традиции, сохранившиеся в народе со времен язычества. По поверьям, злые, нечистые силы «на смене времен» особенно рьяно стремятся принести вред людям и, чтобы защитить себя и своих домочадцев в канун Семенова дня людьми выполнялись особенные обряды. Обязательно перед закатом обходили свой дом с подворьем, читая молитвы и особые заговоры, не ведая сами, что описывают все тот же «магический круг» славян-язычников, призванный уберечь всех от бед и нечистой силы. В руках несли выносной крест и икону, и…горящую головню – вера в очищающую силу огня. Во всем доме гасили весь огонь, чтобы утром нового дня зажечь вновь. Оставались гореть лишь лампады, освещая икону Богородицы.
Последний раз Новолетье в день Семена-летопроводника было отпраздновано в 1698 году. А уже в 1699 году Российским императором Петром I был издан новый приказ о праздновании Новолетия 1 января, чтобы не отставать от европейских государств. Повеление государя русскому народу было оглашено на Красной площади. Торжественно, под бой барабанов было объявлено, что «в знак доброго начинания и начала столетия» государь повелевал всем украсить дома и ворота вечнозелеными ветвями сосны, ели и можжевельника, а на главной столичной площади устроить в честь праздника потехи с огнем и стрельбой.
Новые традиции на старый лад
Рождество Христово и Святки – святые вечера, знакомые нам с детства праздники, хранят в себе многие языческие обычаи. Рождественская ель как память тех далеких прошлых лет, когда вечнозеленое дерево было объектом поклонения и считалось священным у язычников. Святые вечера, начинающиеся в сочельник и заканчивающиеся на Крещение, напоминают празднование славянами-язычниками Водосвета с купаниями в проруби, с верою в очистительную силу воды, в ее способность зарядить человека здоровьем на весь год до следующего празднования Водосвета.
Зимние праздники с их святочными гаданиями, с «ряжеными», распевающими колядки и рождественские песни с пожеланиями всех благ в новом году, только еще раз подтверждают особенность русской культуры, благополучно сочетающей как традиции празднования времен язычества, так и христианской Руси.